После Смутного времени получила развития идея о необходимости исправления богослужебных книг и обрядов русской церкви. Эта деятельность получила название книжной справы.
СТАРООБРЯДЧЕСТВО
Раскол, старообрядчество и противостояние с ним органов церковной и государственной власти стали закономерными событиями на том пути развития, который выбрала Россия в XVII веке. Использование религиозных мотивов для политического строительства во всех странах мира порождало, рано или поздно, «усталость материала» и перелом его. То же самое случилось и в России. Поэтому этот исторический пласт важен сейчас, дабы не повторить тех ужасных ошибок. Ушел из жизни патриарх Андриан , проливший немало крови старообрядцев, и, в какой-то мере, для старообрядцев по прошествии сорока лет забрезжила надежда на возможность урегулирования своих отношений с государством.
Богослужебная реформа была одобрена и подтверждена постановлениями ряда соборов , проходивших в Москве в —х годах. Противники реформы были преданы анафеме как еретики [4] на Московском соборе года только держащиеся двуперстного крестного знамения и на Большом Московском соборе — годов [5]. Реформа вызвала раскол в Русской церкви. В результате появились оппозиционные группы раскольников, впоследствии разделившиеся на многочисленные согласия [6]. Приверженцы старообрядчества за исключением единоверцев до указа от 17 апреля года в Российской империи официально именовались « раскольниками » и преследовались церковными и светскими властями. В XX веке позиция Русской православной церкви по старообрядческому вопросу значительно смягчилась, что привело к определению поместного собора года , в частности, « утвердить постановление Патриаршего Священного синода от 23 10 апреля года об упразднении клятв Московского собора года и Большого Московского собора года », наложенных ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан и считать эти клятвы « яко не бывшие » [7].
В России 5 декабря отметили летие со дня рождения видного религиозного средневекового деятеля — протопопа Аввакума. Он был ближайшим сподвижником патриарха Никона, но когда последний начал инициировать церковные реформы, то Аввакум стал главным противником патриарха. Мотивация Никона состояла в том, чтобы унифицировать и привести к однообразию богослужебную практику Московского царства и греков. Дело в том, что в Средние века все церковные книги были рукописными и при переписях то и дело случались ошибки или опечатки.